Сатиры — низшие лесные божества, демоны плодородия, вместе с силенами составлявшие свиту Диониса— всегда веселящуюся и поющую
http://s43.radikal.ru/i102/0807/f3/0c8ae64767cf.jpg
Славились пристрастием к алкоголю и избыточной сексуальной активностью, ленью. Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям http://s42.radikal.ru/i097/0807/21/d85dad355f24.jpg
(известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу).
В ранний период античного искусства сатиры изображались полулюдьми-полукозлами с заостренными, похожими на козьи, ушами, козьим или лошадиным хвостом, растрепанными волосами и тупым вздернутым носом. В классическом периоде животные черты в изображении сатиры исчезают. Постоянной атрибутикой сатиров являются тирсы, флейты, мехи или сосуды с вином.
Есть подозрение что идя облика сатиров пришла от э-э-э… зоофилии. В те времен это было достаточно распространенное явление особенно у пастухов…
Сам же сатир («пан» у славян) считается сыном Меркурия (Гермеса; тот почитатель торговли был не прочь выпить).
В одном из гомерических гимнов это происшествие рассказывается следующим образом: «Меркурий отправился в Аркадию пасти стада простого смертного, потому что там жила прекрасная нимфа, дочь Дриопа, покорившая сердце хитроумного бога.
От этого союза родился странный ребенок с козлиными ногами, с густой бородой и с челом, украшенным двумя рогами. Мать, объятая ужасом при виде такого страшилища, убежала, покинув сына на произвол судьбы, но Меркурий, нисколько не смущаясь его странным видом, взял его на руки и, гордый и радостный, отнес его на Олимп, где показал его всему собранию богов. Все бессмертные развеселились при виде такого уродца и назвали его Паном».